Арт-терапия в работе с детьми разного возраста относится к одной из наиболее эффективных форм психотерапии. Перед проведением лечения необходимо провести тщательный анализ психоэмоционального состояния ребенка и определить уровень его психического развития.

Для этой цели профессиональными детскими психологами применяются различные современные методики и техники. После постановки диагноза подбираются оптимальные способы коррекции состояния.

Внимание! Программа арт-терапии для детей помогает не только стабилизировать эмоциональное состояние, но и вылечить без применения лекарств многие заболевания.Кроме решения ряда проблем, связанных с нарушением психоэмоционального фона, занятия со специалистами позволяют развить у ребенка мелкую моторику рук, мышление, воображение и речь.

Особенности работы профессиональных арт-терапевтов

Специалисты, применяющие различные методы арт-терапии, в совершенстве владеют техниками, досконально знакомы с тонкостями детской психологии и могут раскрыть скрытые таланты у детей даже самого раннего возраста.

работа арт специалиста с детьми

Благодаря арт-терапии удается успешно избавиться:

  • от комплексов;
  • внутренних зажимов;
  • страхов и переживаний;
  • трудностей с засыпанием;
  • недержанием мочи;
  • конфликтов ребенка с самим собой и т.д.

Врачи используют чрезвычайно мягкие, щадящие лечебные техники, поэтому никакого негативного влияния на психоэмоциональное состояние ребенка не происходит.

Основной принцип работы с детьми – доступная, позитивная, веселая игровая форма. Главная задача специалиста – установить тесный контакт с ребенком и завоевать его полное доверие.

Только тогда можно узнать о том, что действительно мучает ребенка и что стало причиной появления проблем. Затем арт-терапевт разрабатывает индивидуальный алгоритм помощи маленькому пациенту.

Направления арт-терапии

Применение арт-терапии показано при необходимости мягкой коррекции эмоционального фона и психического состояния ребенка, а также для оказания действенной помощи в его самопознании, совершенствовании и дальнейшем общем развитии.

Если сказать одной фразой, то общая программа помощи направлена на гармонизацию личности в целом.

Применение арт-терапии

Современный метод художественного творчества – арт-терапия разделяется на два направления:

  1. Применение художественных картин, скульптур, музыкальных произведений, прозы и поэзии. При тесном контакте с произведениями искусства создается особое эмоциональное поле и переживание, выравнивающее психоэмоциональный фон, помогающее устранить депрессию, невроз, бессонницу, фобии и пр.
  2. Использование с целью лечения и профилактики самых разнообразных негативных состояний разных видов художественного творчества. Во время занятий декоративно-прикладным искусством активизируется так называемый «процесс включенности» в творческую работу. Занятия имеют мощное тонизирующее действие, способны эффективно и безопасно снять эмоциональное напряжение, увидеть мир с позитивной стороны. Но самое главное – творческий процесс создает все необходимые предпосылки для гармоничного развития человека, независимо от его возраста, диагноза и рода занятий.

С целью коррекции психоэмоционального фона ребенка и взрослого показаны оба метода. В мировой психотерапевтической практике они широко применяются для работы с детьми и взрослыми.

Однако в последние несколько лет именно занятия художественным творчеством становятся все более и более популярными. Этому есть несколько объяснений.

Многие люди, никогда раньше не создающие картины и не умеющие держать в руках карандаш и кисть, начинают брать уроки рисования и находят в этом занятии своеобразную «отдушину».

Так человек пытается интуитивно найти путь к красоте и гармонии и обрести душевный покой. Самостоятельные занятия, несомненно, дают свой позитивный результат. Но арт-терапия под наблюдением квалифицированного специалиста повышает результативность в разы.

При составлении индивидуальной программы помощи пациентам следует учитывать, что детская арт-терапия кардинально отличается от занятий со взрослыми и имеет свои характерные особенности. Их следует учитывать, организуя уроки с малышами разного возраста.

Правила работы с детьми

как работать с детьми

  1. С первых минут занятий создать доброжелательную атмосферу. Должно быть удобно и комфортно даже самым замкнутым, недоверчивым и стеснительным детям.
  2. При выборе техники, упражнений и материалов для творчества учитывать возраст ребенка, его индивидуальные особенности, запросы и пр.
  3. Не допускать никаких негативных высказываний при оценке результатов. Даже если вместо осмысленной композиции был получен рисунок, состоящий из хаотичных линий, пятен и пр. опытный специалист должен подобрать нужные слова для одобрения и поощрения к дальнейшим занятиям. Бессмысленные линии или кляксы на самом деле – сигнал о помощи, ведь таким образом ребенок рассказывает о хаосе, творящемся в его душе.
  4. Постоянно поощрять маленького художника, указывать на его успехи, поддерживать, находить в рисунке или поделке особенные, оригинальные и значимые детали. Похвала – важная составляющая терапии.
  5. Организовать уроки таким образом, чтобы у ребенка любого возраста сформировалось уважение к другим людям и их творчеству. Любая критика, насмешки и пр. – под полным запретом. Следует учесть, что многие дети нередко готовы проявить жестокость по отношению к окружающим. Особенно это касается пациентов с психологическими проблемами и внутренними конфликтами.

Лечение с помощью рисования картин – изотерапия

Это – наиболее популярный метод лечения и профилактики многих проблем, вызванных нарушенным психоэмоциональным фоном. Метод изучен досконально и используется во всем мире.

Его основу составляет «сигнальная цветовая система», ведь в подавляющем большинстве случаев с помощью цвета и ребенок, и взрослый подает миру сигналы о своей проблеме, рассказывает о том, что у него внутри.

мальчик на изотерапии

Поскольку все дети, независимо от природных способностей очень любят рисовать, они охотно создают картины красками и карандашами. Опытный специалист на основании нарисованной картинки может провести анализ эмоционального и психического состояния малыша и подростка и разработать эффективную программу помощи в борьбе с эмоциональной зажатостью, комплексами и фобиями.

Любая эмоция и внутреннее переживание ребенка отображается в его рисунках. При этом часто такой ребенок не может или не желает выразить свои эмоции словами.

Арт-терапевт обращает внимание на следующие детали рисунка:

  • общую цветовую гамму;
  • преобладание какого-либо оттенка;
  • наличие или отсутствие определенных элементов в рисунке;
  • характер линий;
  • особенности штрихов и т. д.

Ребенок любого возраста стремится выплеснуть накопившиеся эмоции, выразить в линиях и цвете свое состояние, настроение, показать миру проблемы, страхи и переживания.

Грамотный врач деликатно обсуждает готовый рисунок с ребенком. Это необходимо для лучшего понимания его психологического состояния. В дальнейшем, в ходе процесса избавления ребенка от негатива, его рисунки начнут меняться.

Результат психотерапевтических сеансов обязательно наглядно виден по изобразительному творчеству ребенка. Малыш постепенно вносит определенные коррективы в рисунок, использует иную цветовую гамму и детали.

Арт-терапия пищевой зависимости

Метод является дополнительным действенным способом, помогающим избавиться от такой распространенной проблемы, как пищевая зависимость. Используется с целью закрепления результатов, входит в индивидуально разработанную специалистом программу профессиональной психокоррекции.

арт терапия пищевой зависимости

Суть – выполнение пациентом творческих заданий. Подобные уроки имеют определенный психологический подтекст. Врач-психолог или психотерапевт проводит занятия по арт-терапии, наблюдает пациента в динамике, проводит коррекцию его психоэмоционального фона.

Подобные методы лечения помогают пациентам любого возраста с разными видами пищевой зависимости избавиться от этой сложной проблемы.

Справка. Наиболее распространенные расстройства пищевого поведения – анорексия и булимия. Оба состояния относят к опасным нервным заболеваниям. При отсутствии грамотной врачебной и психологической помощи неизбежно развиваются тяжелые осложнения, угрожающие здоровью и даже жизни пациента.

  1. При нервной анорексии формируется навязчивая идея– сильный страх набрать лишние килограммы. Сначала пациент добровольно отказывается от еды. Это приводит к значительному уменьшению веса и психическому расстройству.
  2. При психогенной булимии практикуется следующий вид пищевого поведения – переедание, затем вызывание у себя рвоты с целью исключения набора лишнего веса.

По статистике более распространена привычка заедать стресс. Причиной лишнего веса в этом случае становится регулярное переедание на нервной почве.

Подобное состояние тоже приводит к осложнениям – появлению ожирения, артериальной гипертензии, сахарному диабету, эндокринным патологиям, сердечно-сосудистым заболеваниям.

При ожирении все более нарушается баланс между приходом и расходом энергии. Положение усугубляют вредные привычки и нездоровый стиль жизни. Интересен психологический портрет пациентов, страдающих от пищевой зависимости. Такие люди имеют характерные особенности нервной системы.

Например, употребление больших порций блюд, злоупотребление сладостями и пр. происходит при отсутствии чувства голода. При этом, сама вкусная еда не вызывает изменения в психологическом состоянии, пища действует на обонятельные и вкусовые рецепторы и становится главным источником получения наслаждения. Таким образом, это – самый простой и доступный способ добывания эмоционального комфорта для людей, подверженных стрессу.

Заедание стрессов приводит к формированию так называемого экзогенно-конституционального типа превышения веса. По статистике подобный вид ожирения составляет около 80% всех случаев.

Напоминаем: регуляция аппетита – это чрезвычайно сложный механизм, в котором принимают участие центры голода и насыщения головного мозга. При неукротимом аппетите происходят нарушения реакций центра насыщения и сбой регуляции центра голода. Интересен такой факт – поступление сигнала о насыщении служит механизмом запуска работы гипоталамо-гипофизарной и лимбической систем. А они напрямую связаны с позитивными переживаниями.

Если человек испытывает эмоциональный стресс, у него растет чувство опасности, тревоги. На этом фоне чувство насыщения становится своеобразным способом компенсации, приводящим к позитивной эмоциональной реакции.

К группе риска относят эмоционально лабильных пациентов с неустойчивой психикой, тревожными и депрессивными симптомами. Они дают гиперфагическую реакцию на стресс и такой ответ является формой их защиты.

Учитывая сложности механизма возникновения пищевой зависимости самостоятельно разобраться в проблеме не представляется возможным. Поэтому, оптимальным решением при наличии любой формы пищевой зависимости является обращение к специалистам.

Арт-терапевт способен успешно реализовать многие задачи:

  1. Провести подробный анализ внутреннего психологического состояния пациента.
  2. Подобрать инструменты и материалы для работы.
  3. Помочь пациенту высвободиться от накопившиеся груза, давящих чувств, переживаний и внутренних конфликтов.
  4. Дать возможность пациенту увидеть иную, позитивную сторону мира.
  5. Разобраться в себе самом, дать оценку своим действиям, поступкам, желаниям.

Арт терапия пищевой зависимости проводится как в индивидуальном порядке, так и в группе. Взаимодействие пациентов в рамках отдельной рабочей группы, как правило, дает более эффективные результаты и помогает быстрее пройти период закрепления результатов программы похудения и/или избавления от пищевой зависимости.

Занятия с психотерапевтом посвящены исключительно созданию творческих объектов, затем их тщательному исследованию и последующей аналитической работе. Все это требует специальных знаний, высокой квалификации и опыта врача/педагога.

Отличительная черта арт-терапии для лиц, страдающих пищевой зависимостью

Методика имеет отличия от обычных видов художественного творчества, когда не требуется профессиональная психологическая интерпретация полученного результата.

Здесь же задания, которые необходимо выполнить пациенту, представляют собой тщательно разработанные психологические тесты.

проведение арт терапии с ребенком

Занятия проводятся дипломированным специалистом. Он не только сможет грамотно обработать полученный результат, но и разработает план коррекции психоэмоционального фона.

Важно! Существует некоторая деталь, смущающая многих пациентов, полагающих, что у них нет таланта для занятий художественным творчеством. В данном аспекте арт терапия – это терапевтическая мера, не требующая никаких профессиональных художественных навыков и способностей.

Занятия становятся эффективным и доступным для большинства пациентов способом успешно преодолеть нездоровые пищевые привычки. Для врача-психотерапевта – это надежный инструмент психодиагностики и возможность выстроить личную работу с каждым пациентом.

Пищевая зависимость. Что дают занятия по арт терапии?

Проводимая специалистом психодиагностика и психотерапия опирается на две составляющие – сбор достоверной информации о пациенте и действенная психологическая помощь.

Это чрезвычайно сложная задача, так как внутренний мир любого пациента скрыт им самим из-за природных механизмов психологической защиты. Психотерапевт должен действовать деликатно, сделав получение необходимой для помощи информации завуалированным.

Для этой цели существуют особые методы – прохождение явного или скрытого психологического анкетирования и тестирования.

После этого осуществляется работа же с полученными данными, анализируются установки и чувства. Специалист ставит задачу – донести полученную анализированную информацию до самого пациента. Это следует делать аккуратно, осторожно, безболезненно для психики.

Грамотно построенная арт-терапия способствует высвобождению переживаний и внутренних конфликтов и позволяет избавиться от зависимости, потребность в которой у пациента нивелируется.

Эта статья была вам полезна?
Да
0%
Нет
0%
Проголосовало: 0
Марина
Провожу консультации эффективным и быстрым методом психотерапии- соматопсихотерапия. Являюсь ученицей автора метода московского врача-психотерапевта А.Ф.Ермошина. Закончила Казанский Федеральный Университет. Стаж работы 6 лет.
Задать вопрос